Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Минское отделение Белорусской железной дороги

Историческая справка

Впервые в Минске гудок паровоза раздался в ноябрьском воздухе 1871 года, когда был открыт участок железной дороги в направлении Смоленск-Минск-Брест. Всего лишь за полтора года были проложены 650 км железнодорожной линии. В это же время в границах Минского отделения появились и первые 13 линейных станций.
 
Все они действуют и до сих пор, некоторые только поменяли названия. Сама же станция Минск находилась за городской чертой и для своего времени была хорошо оборудована: было здесь и пассажирское здание, и жилые дома, и мастерские, и стрелочные будки, и паровозное здание на 12 паровозов, и многое другое. Имела станция и две платформы — пассажирскую и межпутевую.
 
Но вскоре все изменилось: железнодорожное сообщение в Беларуси начало стремительно развиваться. Уже через 2 года, в январе 1873 года было открыто постоянное движение на участке Минск-Вильня (теперь Вильнюс), и нынешняя столица Беларуси стала первым на нашей земле железнодорожным узлом. А в Минске, именно там, где теперь стоит современный красавец-вокзал, появился первый его предшественник — тогда всего лишь пассажирское здание. Минский железнодорожный узел был образован в 1873 году. С введением в эксплуатацию Ландварово-Роменской дороги, были построены и основные сооружения вокзала, который назывался Виленским. На площади, прилегающей к перрону, были возведены деревянные павильоны. В одном из павильонов размещен вокзал, в других — управление станции, поликлиника, ремесленное училище и другие объекты, связанные со строительством станции.
 
Сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1946 году было образовано Минское отделение Белорусской железной дороги.
 
С 2000 года — Транспортное республиканское унитарное предприятие «Минское отделение Белорусской железной дороги».
 
В 1951 году после реформирования Западной дороги Оршанское отделение вошло в состав Калининской железной дороги. Его границы были расширены до Медведки (на станции Витебск) и Унечи. Участок Лида-Молодечно остался в составе Барановичского отделения Брест-Литовской железной дороги, а в 1953 году участок вошел в состав Белорусской железной дороги. К концу 1955 года в Минское отделение дороги были включены участки Молодечно-Гутно и Минск-Южный-Верейцы-Гродзянка. Оршанское отделение с 1957 года было передано Белорусской железной дороге, его северная граница проходила по станции Можеевка.
 
9 июля 1955 года была открыта минская Детская железная дорога. Сотни железнодорожников, минчан с детьми, гостей города пришли на открытие детской дороги.
 
10 марта 1961 года в состав Минского отделения были включены участки и предприятия Оршанского отделения дороги. Так было создано единое Минское отделение. Из его состава были исключены станции Гутно, Верейцы и участок Верейцы-Гродзянка.
 
За период с 1959 года по 1979 год грузовое и пассажирское движение было переведено на тепловозную тягу, внедрен поточный метод ремонта грузовых вагонов в вагонных депо, осуществлен сплошной перевод промежуточных станций на электрическую централизацию стрелок, сигналов и участков — на числовую кодовую автоматическую блокировку, перевод пригородного движения в Минском узле на электрическую тягу, приведение полезных длин промежуточных станций к норме. Осуществлена реконструкция станций Минск-Сортировочный, Орша-Центральная, Орша-Западная и внедрена на этих станциях маршрутно-релейная электрическая централизация стрелок и сигналов, бурными темпами развивалось грузовое хозяйство. В 1979–1983 годы началось внедрение ЭВМ для планирования эксплуатационной работы, уделялось большое внимание совершенствованию организации работы всех отраслей отделения дороги.
 
Был осуществлен перевод движения пассажирских и грузовых поездов на электрическую тягу, электрифицированное движение на участках Борисов-Орша, Орша-Красное и на Оршанском железнодорожном узле.
 
Продолжалось интенсивное внедрение электронно-вычислительной техники, были модернизированы устройства связи, повысились допустимые скорости движения поездов по состоянию пути.
 
30 декабря 2000 года была принята в эксплуатацию 1-я очередь нового вокзала станции Минск-Пассажирский. 2 июля 2001 года накануне Дня Независимости в левом крыле вокзала открылись новые билетные кассы дальнего следования. В 2003 году строительство вокзала было завершено и он начал функционировать на полную производственную мощность.
 
Поручением Главы государства Лукашенко А. Г. с целью развития транспортного обеспечения, связующего город Минск и города-спутники, дан старт внедрению нового формата пассажирских железнодорожных перевозок поездами городских линий.
 
В соответствии с Госпрограммой строительства крупных жилых районов для жителей города Минска в городах-спутниках выполнены работы по развитию железнодорожной инфраструктуры и в 2011 году открыто регулярное движение поездов городских линий на участке Минск-Ждановичи, в 2013 году — на участке Минск-Руденск. В 2014 году железнодорожным сообщением связаны город Минск и Национальный аэропорт «Минск». В ноябре 2015 года открыто регулярное движение поездов городских линий в сообщении Минск-Смолевичи
 
С целью обеспечения благоприятных экологических условий в центре столицы осуществлен вынос технического парка станции Минск-Пассажирский за пределы города Минска на станцию Богатырёво. Этому в период 2010–2014 г. г. предшествовала огромная работа по созданию необходимых обустройств, выполненных в составе проекта «Строительство пассажирской технической станции в Минском железнодорожном узле».
 
В рамках подготовки к проведению в городе Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 году осуществлена реализация проекта «Развитие вокзального комплекса станции Минск-Пассажирский» и выполнены работы по путевому переустройству, устройству пассажирских посадочных платформ с навесами, сходов в тоннели, визуально-адресное информирование.
 
О трудовом героизме строителей и эксплуатационников в период электрификации рассказывают экспонаты комнаты боевой и трудовой славы Минской дистанции электроснабжения.
 
История развития путевого хозяйства представлена в комнате боевой и трудовой славы Минской дистанции пути. Особенно ценным является то, что здесь отражены многие стороны смежных отраслей транспорта.
 
О героических и трудовых свершениях коллективы самого героического предприятия — локомотивного депо Орша говорят экспонаты музея, расположенного в одном здании с цехом ремонта дизель-поездов.
 
В здании бывшего клуба железнодорожников в Минске разместился музей локомотивного депо Минск. На многочисленных стендах и экспонатах наглядно прослеживается вклад паровозников, тепловозников, электровозников в развитие отделения дороги и локомотивной отрасли, отражены их трудовые и боевые подвиги.
 
Комната боевой и трудовой славы Минского вагонного депо ярко показывает историю развития и роль вагонного хозяйства в едином перевозочном процессе, рассказывает о лучших людях отрасли.
 
Музей Оршанской дистанции пути представлен делами коллектива, его руководителей, передовых работников на разных исторических периодах. В музее отделения дороги, который был открыт в 1998 году, отражены все этапы развития отделения, история предприятий, роль коллективов и передовиков производства.
 
На территории отделения сейчас действует 72 станции, из которых 62 станции осуществляют перевозку пассажиров, 126 остановочных пунктов, при этом Орша и Молодечно в 1993 году получили статус межгосударственных передаточных станций. На станциях Красное и Гудогай наша дорога граничит с Московской и Литовской железными дорогами. Больше века минуло с тех пор, как Минское отделение дороги начало свое существование, и сегодня без его работы жизнь в Республике Беларусь невозможно представить.
 
НАЧАЛЬНИКИ МИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ:
 
1946-1955 гг. — Петуланин Михаил Иванович
 
1955-1959 гг. — Сорокин Георгий Матвеевич
 
1959-1979 гг. — Истушкин Федор Анисимович
 
1979-1983 гг. — Митасов Павел Васильевич
 
1983-1989 гг. — Володько Евгений Иванович
 
1989-1990 гг. — Ринг Владимир Иосифович
 
1990-2002 гг. — Гапеев Василий Иванович
 
2002-03.03.2016 — Шилов Игорь Сергеевич
 
с 20.06.2016 — Дашкевич Павел Леонидович