Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Минское отделение Белорусской железной дороги

История

Средства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники являются одними из решающих показателей технического оснащения железнодорожного транспорта. Автоматизации управления перевозочным процессом служат устройства автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации, диспетчерского контроля, электрической и диспетчерской централизации, автоматизации сортировочных горок, проводной и радиосвязи, автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, автоматизированных систем управления на разных уровнях. Технические средства автоматики, телемеханики и связи позволяют увеличить пропускную способность линий, перерабатывающую способность станций, улучшить условия труда железнодорожников и поднять уровень безопасности движения поездов.

Внедрение перечисленных технических средств началось в связи с увеличением перевозок. По мере восстановления народного хозяйства и развития железнодорожного транспорта средства автоматики и связи постоянно совершенствовались и заменялись новыми системами.

С 1971 года на однопутных участках дороги началось строительство диспетчерской централизации системы «Нева». При диспетчерской централизации на всех станциях участка стрелочные переводы оборудовались устройствами электрической централизации, а перегоны — автоблокировкой с локомотивной сигнализацией. Узловые станции оборудовались маршрутно-релейной централизацией блочного типа. В электрическую централизацию включено 99% стрелок и сигналов. Ушла в прошлое профессия стрелочника.

Диспетчерская централизация позволила поездному диспетчеру управлять стрелками и сигналами на всех промежуточных станциях участка, с помощью табло постоянно контролировать состояние технических средств и нахождение поездов на участке, что значительно повысило пропускную способность и производительность труда.

Совершенствование диспетчерского управления — процесс непрерывный. В его основу положен график движения поездов.

В 1956 году на участке Минск-Молодечно под руководством главного инженера службы пути П. И.Знаменского были впервые на сети железных дорог Союза ССР уложены с помощью путеукладчиков звенья пути с железобетонными шпалами, а в 1957 году — и первые километры бесстыкового пути. Жизнь подтвердила эффективность бесстыкового пути и железобетонных шпал, и количество их на дороге стало быстро расти. На железобетонные шпалы на дороге уложено более 6,4 тыс. км путей, или 56% длины дороги, а протяженность бесстыкового пути составляет более 3,8 тыс. км, или 32% общей протяженности. По главным путям эти показатели — соответственно 73% и 52%, одни из самых высоких по сети дорог СНГ. Именно благодаря тому, что большая часть пути уложена на железобетонные шпалы, срок службы которых более чем в 2 раза превосходит срок службы деревянных шпал, путевое хозяйство дороги после распада Союза ССР смогло обеспечить безопасность движения поездов и не допустило резкого снижения скоростей.

Все десятилетие велось планомерное внедрение новых технических средств, заменялось устаревшее оборудование систем СЦБ и связи. Прошла испытания новая диспетчерская централизация «Неман». На крупных железнодорожных узлах внедряются программно-аппаратные комплексы контроля за перевозочным процессом.

Внедряются новые системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры на станции, что значительно упрощает процесс обслуживания и устранения неисправностей.

Молодечненская дистанция сигнализации и связи была организована в сентябре 1939 года после освобождения западных областей Беларуси частями красной Армии. Первоначальной задачей было немедленное восстановление проводной связи на Минском направлении. Оснащенность дистанции техническими средствами в то время была слабой… в первою очередь установили коммутатор на 20 номеров системы МБ и 2 телеграфных аппарата системы Морзе. Для их обслуживания была организована смена их трех телефонистов и трех телеграфистов.

Производственная необходимость требовала немедленного оснащения дистанции новыми видами связи. Организован линейно-автоматный зал (ЛАЗ), три круга диспетчерской сигнализации, создана телеграфная связь с прилегающими к узлу станциями. Для связи со Смоленском и Белостоком в ЛАЗе установлены стойки высокочастотной связи СМТ-34. В направлении на Крулевщизну, Минск, Вильнюс была введена электрожезловая система. Полностью налажена телефонная связь со всеми станциями, находящимися в зоне обслуживания дистанции. На телефонной станции установлено 2 коммутатора МБ на 120 номеров, организована стрелочная и маневровая связь.

В период Великой Отечественной войны дистанция эвакуирована в Великие Луки и там была расформирована. Ее работники направлены на разные дороги страны.

После освобождения Молодечно в июле 1944 года дистанция вновь начала свою деятельность. Первоочередной задачей пред работниками было восстановление разрушенного хозяйства. Были организованы диспетчерские круги на аппаратуре старого типа, налажена телеграфная, магистральная, высокочастоная связь, электрожезловая система. В последующие годы началось оснащение дистанции новыми техническими средствами. В 1954 году был оборудован полуавтоматической блокировкой участок Молодечно-Минск, в 1955 году — участок Молодечно — граница Прибалтийской железной дороги. Особенно бурное развитие дистанции, ее техническое оснащение началось в 60-х годах. В 1962 году введена в действие полуавтоматическая блокировка с полярной линейной цепью системы ПБЛЦ на участке Молодечно—Лида. Годом позже — на участке Молодечно—Крулевщизна.

В связи с эликрификацией в 1963—1966 годах участок Минск-Молодечно был оборудован двухпутной автоматической блокировкой. Полностью реконструирован ЛАЗ Дома связи Молодечно, где была установлена аппаратура 12-канальной системы ВЧ и построена АТС на 500 номеров. Каблирован участок Минск—Молодечно. В 1969—1970 годах оборудованы электирческой централизацией 22 стрелки станции Молодечно — II, 4 стрелки остановочного пункта Куренц. В тот же период закончена телефонизация всех переездов I—II категорий, переведены в режим нормально-горящих сигналы на участках Молодечно—Лида и Молодечно—Крулевщизна.

За период с 1963 по 1971 год 12 переездов оборудованы автошлагбаумами, 5 — электрошлагбаумами, 15 — автоматической сигнализацией.

В 1970 году оборудованы контролем свободности пути две станции, переведены на электрическое освещение семафоры на всех станциях, оборудованных полуавтоматической блокировкой. В этом же году введена в эксплуатацию поездная радиосвязь на участке Минск—Вильнюс. На тональный вызов переведена диспетчерская и постанционная связь.

В 1972—1973 годы оборудованы электрической централизацией станции Будслав, Пруды, Залесье, Олехновичи, произведена реконструкция ЛАЗа в связи с установкой дополнительной 12-канальной аппаратуры для расширения каналов связи участка Минск—Вильнюс.

В последующие годы в дистанции главным направлением в модернизации существующих устройств было внедрение устройств электрической централизации и оборудование участков автоблокировкой с устройствами частотного диспетчерского контроля на станциях Сморгонь, Ошмяны, Княгинин, Радошковичи, Беларусь, Богданов, Солы, Гудогай, Вереньки, Кривичи, Дубравы, Полочаны, Уша, Воложин, рзъезда Страж. Выполнена автоблокировка перегонов Молодечно—Пруды, Молодечно—Каледино, Княгинин—Будслав, Гудогай—Кена, Молодечно—Княгинин.

Участки Молодечно—Будслав, Молодечно—Гудогай, Молодечно—Беларусь оборудованы диспетчерской централизацией.

Произведена замена автоматической телефонной станции декадно-шаговой системы на автоматическую телефонную станцию координатной системы с задействованием 1000 номеров, с 2004г. введена в работу электронная телефонная станция ЭАТС-Ф на 2000 номеров, автоматический междугородный коммутатор «Гранит».

В 1995 году в дистанции выполняются работы по модернизации устройств СЦБ: изменены схемы контроля переездной автоматики, приведены к единой системе на Белорусской железно дороге; модернизирована числовая кодовая автоблокировка на участке Молодечно—Гудогай.

Коллектив дистанции работает эффективно и слаженно, с большой ответственностью выполняет стоящие перед ним задачи. Успех в значительной степени обеспечивается умелыми грамотными действиями руководителей. В послевоенные годы начальниками дистанции работали: А. А.Кур, И. В. Галенкин, Ф. А. Сергеев, И. И. Стефанович, А. А. Лукашук, Н. И. Апанасевич, В. А. Шевчик.

Молодечненская дистанция сигнализации и связи была организована приказом народного комиссариата путей сообщения № 24/а от 9 января 1940 года на Белостокской железной дороге.

История и современность
Молодечненская дистанция сигнализации и связи была организована приказом народного комиссариата путей сообщения № 24/а от 9 января 1940 года на Белостокской железной дороге.
 
Первым начальником дистанции был назначен Саранцев.
 
Первоначальной задачей было немедленное восстановление проводной связи на Минском направлении. Оснащенность дистанции техническими средствами в то время была слабой. В первую очередь установили коммутатор на 20 номеров системы МБ и 2 телеграфных аппарата системы Морзе. Для их обслуживания была организована смена их трех телефонистов и трех телеграфистов.
 
Производственная необходимость требовала немедленного оснащения дистанции новыми видами связи. В двухэтажном здании (ул.Парковая), где располагалась контора дистанции был организован линейно-аппаратный зал (ЛАЗ), три круга диспетчерской сигнализации, создана телеграфная связь с прилегающими к узлу станциями. Для связи со Смоленском и Белостоком в ЛАЗе установлены стойки высокочастотной связи СМТ-34. Полностью налажена телефонная связь со всеми станциями, находящимися в зоне обслуживания дистанции. На телефонной станции установлено 2 коммутатора МБ на 120 номеров, организована стрелочная и маневровая связь.
В начале Великой Отечественной войны дистанция эвакуирована в город Великие Луки и там была расформирована. Ее работники направлены на разные дороги страны. 
 
После освобождения Молодечно в июле 1944 года дистанция вновь начала свою деятельность. Первоочередной задачей перед работниками было восстановление разрушенного хозяйства. Для этого были организованы диспетчерские круги на аппаратуре старого типа, налажена телеграфная, магистральная, высокочастотная связь, электрожезловая система. В направлении на Крулевщизну, Минск, Вильнюс была введена электрожезловая система. 
 
В 1954 году участок Молодечно – Минск был оборудован полуавтоматической блокировкой, в 1955 году – участок Молодечно – граница Прибалтийской железной дороги. В 1956-1957 годах впервые в СССР на направлении Молодечно – Гудогай укладывается путь на железобетонных шпалах и бесстыковые плети длиной 800м. 
Особенно бурное развитие дистанции, ее техническое оснащение началось в 60-х годах. В 1962 году введена в действие полуавтоматическая блокировка с полярной линейной цепью системы ПБЛЦ на участке Молодечно – Лида. Годом позже – на участке Молодечно – Крулевщизна. В связи с электрификацией  в 1963-1966 годах участок Минск – Молодечно был оборудован двухпутной автоматической блокировкой. Полностью реконструирован ЛАЗ Дома связи Молодечно, где была  установлена аппаратура 12-канальной системы ВЧ и построена АТС на 500 номеров. Каблирован участок Минск – Молодечно. За период с 1963 по 1971 год 12 переездов оборудованы автошлагбаумами, 5 – электрошлагбаумами, 15 – автоматической сигнализацией.
 
В 1970 году оборудованы контролем свободности пути две станции, переведены на электрическое освещение семафоры на всех станциях, оборудованных полуавтоматической блокировкой. В этом же году введена в эксплуатацию поездная радиосвязь на участке Минск – Вильнюс. На тональный вызов переведена диспетчерская и постанционная связь. Участки Молодечно –Будслав, Молодечно – Гудогай, Молодечно –Беларусь оборудованы диспетчерской централизацией.
 
В 1969 году на вновь построенной станции Молодечно-2 (ст.Каледино) 22 стрелки включаются в электрическую централизацию системы БМРЦ, в том же году 4 стрелки разъезда Крыжовка и 2 стрелки ст.Куренец включены в электрическую централизацию. Вводится в эксплуатацию обводной путь Крыжовка – Помыслище, а в 1975 году по этой же ветке открывается станция Дегтяревка, которая оборудуется МКУ системы Григоровича. 
 
С 1971 года на однопутных участках дороги началось строительство диспетчерской централизации системы "Нева". При диспетчерской централизации на всех станциях участка стрелочные переводы оборудовались устройствами электрической централизации, а перегоны — автоблокировкой с локомотивной сигнализацией. Узловые станции оборудовались маршрутно-релейной централизацией блочного типа.  В электрическую централизацию включено 99% стрелок и сигналов. Ушла в прошлое профессия стрелочника.
 
Начиная с семидесятых годов начинается бурное внедрение электрической централизации стрелок и сигналов станций, модернизация автоблокировки и оборудование переездов автоматикой. За период 1972-1979 гг. 12 переездов оборудуются автошлагбаумами. 
 
В 1972 – 1995 годы оборудованы электрической централизацией все станции, произведена реконструкция ЛАЗа в связи с установкой дополнительной 12-канальной аппаратуры для расширения каналов связи участка Минск – Вильнюс.
 
С вводом ЭЦ на ст.Воложин, 100% стрелок на Минском отделении Белорусской железной дороги были включены в электрическую централизацию. 
 
С 1976 г. с целью повышения безопасности движения вводится в действие оборудование для контроля нагрева букс на ходу поезда ПОНАБ-3, затем  с 1990 г. – аппаратура ДИСК-Б. На сегодняшний день на всех участках дистанции внедрено 18 комплектов более совершенного комплекса по контролю состояния подвижного состава типа КТСМ. Вне устройства КТСМ включены в систему централизации АСК ПС.
 
В 1989г. произведена замена автоматической телефонной станции декадно-шаговой системы на автоматическую телефонную станцию координатной системы с задействованием 1000 номеров. 
 
В 1992 году заканчивается модернизация автоблокировки на участке Беларусь – Молодечно – Гудогай. 
Начиная с 1992 года все станции дистанции включаются в диспетчерское управление. Из Минска управляются стрелки разъезда Куренец, ст. Будслав.
 
В 1995 году в дистанции выполняются работы по модернизации устройств СЦБ: изменены схемы контроля переездной автоматики, приведены к единой системе на Белорусской железной дороге; модернизирована числовая кодовая автоблокировка на участке Молодечно-Гудогай.
 
С 2001 по 2012 произведена модернизация коммутаторов оперативно-технологической связи с внедрением современных электронных коммутаторов КСМ-1, Спектр-1.
 
В 2002 году введен в эксплуатацию пост ГАЦ АРС - современный комплекс позволивший полностью автоматизировать процесс роспуска вагонов на станции Молодечно.
 
С 2004г. введена в работу электронная телефонная станция ЭАТС-Ф 50/1000 на 2000 номеров, автоматический междугородный коммутатор «Гранит».
 
С 2007 по 2009 г.г. произведена установка дизель-генераторных установок HYW на 14 станциях находящихся на обслуживании дистанции и модернизированы 8 щитов управления ДГА, что позволило повысить качество резервного электропитания, а тем самым способствовать увеличению безопасности движения поездов.
Введены системы видеонаблюдения: в 2008г. видеонаблюдение рабочих парков, 2009г. вокзала станции Молодечно, 2011г. пешеходного моста.
 
Начиная с 2008 г. по 2010г. вводятся в эксплуатацию системы идентификации подвижного состава САИПС Д,Т,В на межотделенческих, межгосударственных стыках, границах выхода из локомотивного депо и станции Молодечно, система продажи билетов АСУ«Экспресс-3».
 
В 2009 г. прошла испытания и введена в действие новая диспетчерская централизация "Неман". На крупных железнодорожных узлах внедряются программно-аппаратные комплексы контроля за перевозочным процессом. Организован узел коммутации ЕСПД Белорусской железной дороги.
 
Внедряются новые системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры на станции, что значительно упрощает процесс обслуживания и устранения неисправностей.
 
В 2011 году построена волоконно-оптическая линия связи Молодечно-Гудогай с вводом в действие цифровых систем связи, АТСФМ на 100 номеров по станции Гудогай, введена в действие станция Бобровники для первой Белорусской АЭС.
 
В 2012 г. для расширения предоставляемых услуг населению введен в действие узел широкополосного доступа в интернет на 200 абонентов.
 
С 2012 по 2013 гг. по всем станциям произведено подключение каналов оперативно-технологической связи к системам записи «Омега» в количестве 24 шт.
 
В 2013 - 15 г.  произведена замена четырех комплектов КТСМ-01Д на КТСМ-02 по станциях Радошковичи, Олехновичи. На перегоне Уша - Молодечно построена и введена в  эксплуатацию система мониторинга колесных пар на ходу поезда поезда «LASCA». 
 
В 2016 году построена волоконно-оптическая линия связи Молодечно-Минск с вводом в действие цифровых систем связи. 
 
В связи со строительством объекта «Электрификация направления Молодечно – Гудогай – госграница» ведутся активные работы по модернизации устройств СЦБ, связи, систем видеонаблюдения на участке Молодечно – Гудогай и на станции Молодечно.
 
Несмотря на стабильность кадров все же происходит смена поколений. 
В дистанции созданы все условия для повышения общеобразовательного и технического уровня. По необходимым специальностям готовит кадры Белорусский Государственный университет (Гомель), техникумы железнодорожного транспорта (Брест, Орша), высшее техническое училище (Минск), техническая школа (Барановичи). За 2012-2015 годы получили высшее и средне-специальное образование без отрыва от производства 25 человек, повысили квалификацию 42 человека.
 
Коллектив гордится «Почетными железнодорожниками», которые работали или продолжают работать в дистанции:
Мотякина Т.М., Новик Г.В., Заяц Г.В., Апанасевич Н.И., Дементей А.П., Клюй Н.Н., Деменетей А.Л., Андрукович В.А., Ясюкевич С.В., Тюшкевич В.А.,  Шевчик В.А., Ракецкий М.Ф., Подоровский П.В.
 
За 2012-2014 годы награждены знаками «Отличник Белорусской железной дороги» - 3 человека, почетными грамотами  – 6 человек.
 
За добросовестный многолетний труд на дистанции награждены правительственными наградами 5 человек.
В Молодечненской дистанции имеется трудовая династия семьи Злотниковых, общий стаж работы которой составляет 140 лет.
 
Не забывают в дистанции и ветеранов труда, создан и работает Совет ветеранов, который в настоящее время возглавляет Куликова С.И. 
Коллектив дистанции за высокие производственные показатели неоднократно отмечался переходящими знаменами Белорусской железной дороги, дипломом МПС, Почетными грамотами и др.
 
О людях судят по результатам их труда и Молодечненская дистанция сигнализации и связи вправе гордиться своими кадрами в прошлом и в настоящее время.
     
С 1940 г по 2014 г. начальниками дистанции работали: 
Саранцев
Беспалов
Дроздов
Викторов
Куур А.А.
Галенкин А.А.
Сергеев А.Ф.
Стефанович И.И.
Лукашук А.А.
Апанасевич Н.И.
Шевчик В.А.
В настоящее время дистанцию возглавляет Бельский Александр Николаевич.