Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Минское отделение Белорусской железной дороги

Жизнь, опаленная войной

19 августа 2016

Один из старейших ветеранов войны и труда Белорусской магистрали Иосиф Матюшевский отметил свой 100-летний юбилей. Его трудовой стаж — 44 года, большая часть из которых отдана Оршанскому вагонному депо. А трудовая биография началась еще до Великой Отечественной.

 

Впрочем, за плечами этого человека еще и советско-финская война. Иосиф Иванович награжден орденом Отечественной войны I степени, нагрудным знаком «Отличный артиллерист», двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За победу над Японией», юбилейными медалями. …

Иосиф был самым младшим ребенком в семье. Его дед — участник обороны Шипки в русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг., отец служил на броненосце «Севастополь» и в составе эскадры адмирала Рожественского участвовал в Цусимском сражении русско-японской войны. В годы революции и Гражданской войны работал токарем в паровозном депо Воронеж. Послевоенный голод вынудил его перевезти семью на малую родину. Матюшевские обосновались недалеко от нынешнего остановочного пункта Троцилово участка Минск — Орша. Маленькому Иосифу было 10 лет, когда от тифа умерла его мать, которую вскоре заменила мачеха. А потом был арестован отец, объявленный польским шпионом. Но правда восторжествовала, и он вернулся домой. А через несколько лет умер.

Иосиф, мечтавший стать машинистом, после окончания семи классов поступил в Витебское железнодорожное ФЗУ, где получил специальности помощника машиниста и слесаря. Там же освоил навыки телеграфиста. Как и многие юноши, хотел заниматься в аэроклубе, но не прошел медкомиссию. В 1937 году был призван в армию — попал служить в Ярославский опытный железнодорожный полк, где получил удостоверение машиниста подъемных механизмов.

А потом началась Вторая мировая война. Полк Матюшевского был направлен в Западную Украину, где на станции Ракитно военнослужащие строили деревянные мосты. Они восстанавливали искусственные сооружения и после окончания советско-финской войны. Когда она началась, полк, располагавшийся под Киевом, перебросили на север — на финскую станцию Пятиярве. Иосиф Иванович не понаслышке знает, что такое «линии Маннергейма». В жестокие морозы, доходившие до минус 45С0, работали днем и ночью, разгружая танки и тяжелое оружие. Матюшевскому необходимо было все время держать в рабочем состоянии порученный ему паровой железнодорожный 45-тонный кран. А потом было строительство моста через реку Днестр на станции Рыбница в Бессарабии, территория которой накануне вошла в состав СССР.

После четырех лет службы осенью 1940-го Матюшевский вернулся в Оршу, работал в паровозном депо слесарем, помощником машиниста. И вновь война — Великая Отечественная. В военкомате, куда он сразу же пришел без повестки, получил бронь железнодорожника. Был задействован в эвакуации. Однако сам не успел уехать и остался в Орше. Во время оккупации под угрозой расстрела работники депо должны были еженедельно отмечаться в полиции. За саботаж и неявку всю семью расстреливали без суда и следствия.

Еще до войны Иосиф познакомился с учительницей из Шклова. Чтобы Стасю не угнали в Германию, они расписались в январе 1942-го. Сначала молодые жили в Орше, но после бомбардировок города, когда был полностью сожжен их дом, перебрались в Шклов. К жене часто приходили партизанские связные из числа бывших учеников. А вскоре Иосиф и сам стал бойцом 10-го отряда партизанской бригады «Чекист». Командиром отделения был Григорий Вербицкий, бригаду возглавлял Герасим Кирпич. Вместе с другими партизанами Иосиф Матюшевский участвовал в рельсовой войне. В ночь с 27-го на 28-е мая 1944 года, накануне наступательной операции «Багратион», его отряд организовал засаду на станции Лотва, где стоял поезд с немецкой артиллерией. В бою Иосиф Иванович получил серьезное ранение: пуля прошла навылет через легкое. Трое суток вместе с другими ранеными его прятали в болоте, а затем отправили на Большую землю. После выписки он попал в артиллерийскую разведку. Воевал в составе 3-го Белорусского фронта. Освобождал Литву, затем участвовал в кровопролитных боях в Пруссии, в штурме Кенигсберга, где и встретил Победу. Этот день он до сих пор помнит до мелочей.

Но на этом война для него не закончилась. В июне 1945-го полк отправили на Забайкальский фронт. Эшелон шел через Минск, откуда Матюшевский «рванул» на попутных паровозах в Оршу повидать родных, которые считали его погибшим. Дома Иосифа Ивановича ожидал приятный сюрприз: он впервые увидел своего полуторагодовалого сына, названного в его честь. Окончательно домой он вернулся осенью 1945-го.

Из-за ранения медики не разрешили железнодорожнику работать на паровозе. Иосиф Иванович устроился в вагонное депо, 12 лет был поездным мастером, потом начальником поезда, возглавлял комсомольскую бригаду. Ездил на Коростень, Харьков, Донецк. В одной из таких поездок сам принимал роды. Успел окончить Оршанский отраслевой техникум. На заслуженный отдых ушел, будучи инструктором резерва проводников.

Сегодня, несмотря на возраст, Иосиф Иванович любит читать, активно интересуется отраслевыми и мировыми новостями, любит вспоминать былое, он хороший собеседник. За свою жизнь построил дом, посадил два сада, вместе с супругой воспитал сына и двух дочерей. У него трое внуков и четверо правнуков. Четыре поколения Матюшевских часто собираются вместе, и Иосиф Иванович, безусловно, всегда в центре внимания. Не изменят свою традицию и в его вековой юбилей.

 

Ольга ОРЛОВА

К списку новостей за 2016 год