Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Минское отделение Белорусской железной дороги

« Мне везло на хороших людей….»

9 февраля

Более 40 лет посвятил магистрали почетный железнодорожник Георгий Заяц.
 
«…Быть честным, правдивым, хорошо знать свое дело и постоянно в нем совершенствоваться, проявлять заботу и внимание к пассажирам…». Ветеран цитирует Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР от 1949 года. Эту реликвию бережно хранит вместе со своей трудовой книжкой. Чувство ответственности он прививал и своим детям, которые сегодня работают на стальной магистрали.
 
Георгий Васильевич — продолжатель железнодорожной династии. Его дедушка Филипп Леонтьевич был бригадиром пути, отец Василий Филиппович — старшим стрелочником.
 
- Родился я в деревне Перковичи Дрогичинского района Брестской области, — вспоминает ветеран. — Жили мы рядом со станцией Дрогичин, недалеко от переезда. Всего нас было 5 детей в семье, но только я стал железнодорожником. Окончил школу, отслужил в армии.
 
После демобилизации вернулся в родную деревню. Определиться с выбором будущей профессии мне помог отец, который посоветовал поступать в Брестский железнодорожный техникум и выучиться на электромеханика. Я так и сделал.
Распределение Георгий Заяц получил на Белорусскую железную дорогу, где как раз проводилась электрификация (в Молодечненскую дистанцию сигнализации и связи). Но вскоре был командирован на Северо-Кавказскую магистраль перенимать опыт. По возвращении его определили на участок Минск — Олехновичи.
 
- Это было очень интересное время: шло внедрение электрической централизации, автоматической блокировки, — вспоминает ветеран. — Раньше ведь все стрелки переводились вручную. Обслуживать новые устройства было престижно. Гордились тем, что мы — электромеханики. После ввода в эксплуатацию электрифицированного участка Минск — Олехновичи в декабре 1963 года меня оставили электромехаником на станции Ждановичи.
 
Чтобы развиваться в профессии, Георгий поступил на заочное отделение в БИИЖТ (ныне БелГУТ), изучал автоматику и телемеханику. Отпуск в 1964 году он проводил у родителей, в Перковичах, где познакомился со своей будущей супругой Надеждой Алексеевной. Девушка работала фельдшером в Дрогичинской школе-интернате. Молодые люди вскоре поженились. Вместе они уже 52 года. Вырастили двоих детей, которым сейчас помогают ставить на ноги троих внуков и правнучку.
 
С 1965-го Георгий Заяц трудился старшим электромехаником. В 1970-м окончил БИИЖТ и через год был назначен старшим инженером в отдел СЦБ и связи Минского отделения, а со временем его возглавил.
Почти десять лет Георгий Васильевич руководил Минской дистанцией сигнализации и связи. Именно этот период своей трудовой биографии он считает самым напряженным, но при этом — наиболее плодотворным.
 
- Помню, после осмотра Детской железной дороги начальник Белорусской магистрали Андрей Андреев поставил задачу в течение месяца внедрить здесь электрическую централизацию. Но как это сделать, если там другая ширина колеи и тонкие рельсы? Технической документации на такие устройства нет. С чего начинать? Главным инженером нашей дистанции в то время был Иван Исидорович Аксютик, который впоследствии стал начальником службы сигнализации и связи. На горочном посту станции Минск-Товарный под его руководством собрали макет стрелки, где опытным путем нашли оптимальное решение поставленной задачи. Затем подготовили техническую документацию.
Среди других сложных объектов ветеран вспоминает внедрение электрической централизации на станциях Шабаны и Борисов. Установкой устройств занимались работники строительно-монтажного поезда, а специалисты дистанции сигнализации и связи проводили пусконаладочные работы. «На первом этапе отмечался определенный дефицит кадров для обслуживания устройств, — пояснил железнодорожник. — Но благодаря выделению служебного жилья этот вопрос удалось быстро решить».
 
До выхода на пенсию Георгий Васильевич трудился в должности заместителя начальника Минской дистанции сигнализации и связи. Но не смог расстаться с родным предприятием и еще семь лет проработал старшим инженером по охране труда и технике безопасности. На заслуженный отдых он ушел лишь в 2005 году.
 
- Мне всегда везло на хороших людей, грамотных специалистов, настоящих профессионалов, с которыми любые трудности по плечу, — подытожил ветеран. — До сих пор с благодарностью вспоминаю своего первого наставника — старшего электромеханика Молодечненской дистанции сигнализации и связи Вацлава Гремзу, который часто помогал мне советом. Железнодорожники всегда были сильны взаимовыручкой, корпоративным духом. Надеюсь, так будет и впредь.
 
Инга МИНДАЛЁВА
К списку новостей за 2017 год