Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Минское отделение Белорусской железной дороги

Визитная карточка столицы

25 января

Сердце магистрали - так называют на Белорусской железной дороге внеклассную станцию Минск-Пассажирский, которой 26 января исполняется 145 лет.
 
Минск-Пассажирский - одна из старейших и единственная на Белорусской железной дороге внеклассная пассажирская станция.
 
Ее история началась 14 (26 по новому стилю) января 1873 года. А в 1928-м – ровно 90 лет тому назад – она получила свое нынешнее название. За прошедшие годы станция не раз меняла облик, но неизменно оставалась визитной карточкой столицы. Значимая дата – хороший повод вспомнить богатую событиями историю уникальной станции.
 
Железнодорожный вокзал в Минске построили в январе 1873 года. Его длина составляла 47 метров. Два двухэтажных корпуса пассажирского здания были украшены башенками и объединены одноэтажной галереей. Вокзал получил название Виленский. Интересный факт: население города в тот период насчитывало около 40 тыс. человек. В те годы станция имела пути протяженностью 7200 метров, 12 стрелок, 2 пассажирские платформы и непосредственно вокзал. Первый начальник станции Минск – студент Московского университета Василий Склифосовский (брат известного хирурга Николая Склифосовского) – в этой должности работал до 1875 года.
 
В данный период Минское отделение эксплуатировало участки Вилейка – Молодечно – Минск. Обслуживание и ремонт товарных вагонов осуществлялись в оборотном паровозном депо Залесье, в мастерских Вилейского участка тяги, а с 1874 года – и в паровозном депо Минск. К станции Минск примыкал перегон Минск – Ратомка. 16 сентября 1873 года открыли движение на участке Минск – Бобруйск, а 15 июня 1874-го – до станции Ромны. Оно осуществлялось товарными паровозами серии Т типа 0-3-0 и пассажирскими серии П типа 1-2-0. Тогда же на станции Минск начало работать паровозное депо на три стойла, функционировали пути для отстоя паровозов и ремонта вагонов. Депо обслуживало пассажирское движение на участках Минск – Вилейка и Минск – Бобруйск (позднее Минск – Жлобин) и грузовое движение на участках Минск – Осиповичи, Минск – Молодечно.
В 1874 году открыли движение по соединительной ветви между двумя городскими станциями. Это событие и положило начало созданию Минского железнодорожного узла. По этой ветви осуществлялась в первую очередь доставка строительных грузов, прибывающих по Московско-Брестской дороге для сооружения Ландварово-Роменской, а также вагонов с грузами с дороги на дорогу. В 1876 году малодоходную Либаво-Кошедарскую железную дорогу присоединили к Ландварово-Роменской и создали Либаво-Роменскую. Изменилась и система управления движением. Появились три новых отделения: 1-е – Либавское, 2-е – Бобруйское, 3-е – Бахмачское с границами в Вилейке и Жлобине. 
 
В 1890 году началось сооружение каменного здания вокзала станции Минск Либаво-Роменской железной дороги. Строительство продолжалось более трех лет. Над путями со сходами на платформы соорудили металлический пешеходный мост, прослуживший последующие 75 лет. Сформировалась и привокзальная площадь в виде вытянутого вдоль улицы Бобруйской прямоугольника. Когда от Соборной площади к ней подвели конно-железную дорогу, она стала первым городским транспортным узлом. К 1898 году по проекту инженера Щербакова вокзал расширили, а все деревянные элементы заменили кирпичными. В 1906-м прилегающие к Минску участки оборудовали электрожезловой системой Вебб-Томпсона и Смисса. А год спустя усилили тягу – началась эксплуатация грузовых паровозов серии О, скорых серии Н, пассажирских серии Д.
К 1910 году на станции Минск работали мастерские участка тяги, где осуществлялись периодический и текущий ремонты вагонов под открытым небом. И только в 1911 году был построен «вагонный сарай». Летом 1910-го станция Минск Либаво-Роменской железной дороги имела 58 путей протяженностью около 30 км, ежесуточно принимала и отправляла 7 пассажирских и 10 товарных поездов. Вагонооборот составлял 794 вагона, суточный обмен со станцией Минск Московско-Брестской дороги – 77. Для выполнения грузовых операций существовал товарный двор со множеством объектов. На станции базировались паровозное депо, мастерские Минского участка тяги и материальный склад. Большинство работников Управления Либаво-Роменской дороги и станции Минск жили в собственных домах в поселке рядом с платформой Козырево, в семи километрах 
от Минска. 
 
Доставка людей на работу и с работы выполнялась курсирующим дважды в сутки поездом.
Первая мировая война стала серьезным испытанием для железных дорог Российской империи, в первую очередь расположенных на территории Беларуси. 
 
Первая мировая война нанесла станции большой урон. Здание вокзала было уничтожено, в течение пяти лет проводились работы по его восстановлению. Минск пережил немецкую и польскую оккупации. В июле 1920 года создали Минское отделение службы движения Западной железной дороги, в него вошел участок Молодечно – Минск – Бобруйск. В августе открыли движение на участке Минск – Изяславль (Беларусь). 
 
В течение 1920 – 1926 гг. здание главного минского вокзала восстановили, оно приобрело новый архитектурный облик. Надстроенный по всему периметру второй этаж вместил комнаты отдыха и административные помещения. Была расширена привокзальная площадь, посреди нее возвышался памятник жертвам Курловского расстрела 1905 года. 
В 1927-м были достигнуты довоенный объем перевозок и необходимая мощность паровозного парка, улучшены качественные показатели эксплуатационной работы. В ведение Оршанского отделения эксплуатации Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги передали участок Минск – Радошковичи, ликвидировали Минское отделение службы эксплуатации Западных железных дорог, а участок Минск – Осиповичи передали Бобруйскому отделению эксплуатации.
 
С 1928 года станция бывшей Либаво-Роменской железной дороги получила название Минск-Пассажирский, а вторая – Минск-Товарный. Для пропуска пассажирских поездов по станции Минск-Пассажирский (с исключением их обработки на второй станции Минск-Товарный) построили соединительную однопутную ветвь от главных путей перегона Минск – 747-й километр – Минск-Товарный на станцию Минск-Пассажирский с открытием блок-поста 749-го километра. Изменили и систему пропуска поездопотоков. Станцию Козырево не восстанавливали, а южный поток разветвляли по двум путям на Минск-Пассажирский и по одному пути на Минск-Товарный через блок-пост 495-го километра. Паровозное депо станции Минск-Пассажирский было законсервировано, поездопоток обслуживали пассажирские и товарные паровозы депо Минск-Товарный. Управление обеими станциями осуществлял начальник узла Федор Фролов, контора которого располагалась на станции Минск-Товарный. Его заместитель находился на втором командном пункте – на станции Минск-Пассажирский. Только в 1936 году последняя стала самостоятельной.
Объём пассажирских перевозок вырос, поэтому встал резонный вопрос о расширении вокзала. В 1940 году он приобрёл совсем другой внешний вид (в духе сдержанного в декоре неоклассицизма). От лёгкости и ажурности не осталось и следа.
 
А дальше была война. Немецкие войска при отступлении сожгли Минский вокзал. От него остались одни стены. Восстановили здание в 1949 году в его предвоенном виде, и прослужило оно пассажирам до 1991 года, пока не пошло под снос из-за аварийного состояния.
 
Накануне 2001 года состоялось торжественное открытие нового здания вокзала, но последние строители покинули объект только через год. Вокзал получился похожим на лайнер, готовый отправиться в плавание.
 
2018 год. На стене в приемной руководителя станции – Виктора Низохина – сплошь дипломы. Оно и понятно: редко когда по итогам традиционных отраслевых соревнований Минск-Пассажирский не входит в тройку призеров.
– Мы стараемся поддерживать качество и культуру обслуживания пассажиров на высоком уровне, постоянно совершенствуем сферу услуг, – с гордостью подчеркивает Виктор Николаевич.
Слова начальника станции подтверждают сертификаты соответствия в области системы менеджмента качества, оказания услуг на железнодорожном вокзале, а также управления профессиональной безопасностью и охраной труда.
 
Любые перемены на станции Минск-Пассажирский – во благо пассажирам. К примеру, восемь лет назад здесь ввели в эксплуатацию первую реконструированную посадочную платформу с навесом. Сегодня их намного больше. Благодаря этим конструкциям пассажиры могут комфортно ожидать свой поезд, не переживая о непогоде или жарком солнце. В 2011 году станция Минск-Пассажирский стала отправной точкой для электропоездов с цветком астры на борту. Сейчас городские линии – одно из наиболее востребованных направлений пассажирских перевозок.
 
В настоящее время Минск-Пассажирский ежедневно пропускает более 150 пар поездов и отправляет свыше 30 тыс. пассажиров, что сопоставимо с населением небольшого райцентра. Неслучайно о ней говорят: «она никогда не спит». Движение здесь не прекращается даже ночью. Безопасность, уют и комфорт пассажиров для сотрудников станции являются первостепенными задачами в любое время суток. Особой популярностью у гостей столицы пользуется зал повышенной комфортности сервис-центр «Клуб СВ», наполненный атмосферой роскоши и изысканности. Комфорт здесь во всем: это и высококлассный персонал, и современный зал с красивейшим водопадом, биокамином и скоростным Интернетом. А больше всего привлекает внимание импровизированная композиция мини-вокзала, выполненная методом лазерной резки по дереву и собранная вручную из почти 900 деревянных деталей.
 
Развивая инфраструктуру станции Минск-Пассажирский как крупнейшего транспортного объекта, несколько лет назад здесь модернизирована система видеонаблюдения вокзального комплекса: установлены современные цифровые камеры и оборудование, позволяющие хранить записанную информацию в течение 30 суток. Тогда же завершена реконструкция здания поста электрической централизации.
 
Подарком для пассажиров стал зал ожидания конкорс, введенный в эксплуатацию после тепловой модернизации и капитального ремонта. Удобные кресла, справочные терминалы, электронное табло, дублирующее информацию о расписании движения поездов на английском языке, просторные лестничные марши и траволаторы, связавшие зал ожидания с посадочными платформами, – комфорт пришелся по душе и минчанам, и гостям столицы. Отмечают пассажиры и декоративное оформление: зал украшен в лучших традициях национального колорита. А перед отправлением поезда на экранах над спусками на платформу можно увидеть фотографии достопримечательностей города, в который состав направляется.
– Кроме того, конкорс оборудован современными системами видеонаблюдения, кондиционирования, пожарной безопасности и сигнализации, – отмечает первый заместитель начальника станции – начальник вокзала Владимир Григорович.
 
Постоянно совершенствуется и перечень услуг. Сегодня это справочные терминалы, терминалы самообслуживания, услуга видеозвонка специалисту справочного бюро, сервис online-табло на сайте Белорусской железной дороги. В прошлом году на вокзале станции появился бесплатный доступ в Интернет по технологии Wi-Fi, сданы в эксплуатацию шесть новых поэтажных эскалаторов. К слову, их замену специалисты осуществили, ни на минуту не прекращая работу вокзального комплекса.
 
В ближайшей перспективе – обустройство диспетчерского пункта контроля и управления грузоподъемными установками, что позволит одному человеку отслеживать работу всех эскалаторов, траволаторов и лифтов, – делится планами начальник станции Виктор Низохин. – Кроме того, планируется модернизация системы пожарной сигнализации с контролем доступа дверей в служебные помещения, а также оборудование кассовых залов современной системой кондиционирования.
 
Напряженная работа требует от коллектива станции полной отдачи. Случайных сотрудников здесь не может быть по определению – трудятся лишь преданные железной дороге люди. Среди них немало обладателей высоких отраслевых наград и победителей профессиональных конкурсов. Ежедневно они на своем беспокойном посту: на никогда не спящей станции каждая минута – на вес золота.
 
К списку новостей за 2018 год