Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Минское отделение Белорусской железной дороги

О профилактике травматизма на объектах железнодорожного транспорта

Большинство из нас хотя бы несколько раз в году пользуется услугами железнодорожного транспорта. На железнодорожном вокзале, станциях и в электропоездах регулярно по громкоговорителю передаются предупреждения Белорусской железной дороги о том, что нужно соблюдать максимальную бдительность, находясь вблизи путей. Известны слоганы: «Железная дорога не место для прогулок», «Помните: поезд мгновенно остановить нельзя». Все к этим предупреждениям привыкли и относятся, к сожалению, как к назойливой рекламе шоколадных батончиков. А зря. Если бы пассажиры серьёзно отнеслись к призывам железнодорожников, то можно было бы избежать многих непоправимых личных трагедий.
 
Большинство случаев травмирования произошло весной, летом и осенью. Связано это, прежде всего с дачным сезоном, периодом отпусков, увеличением числа пассажиров пользующихся пригородным транспортом.
 
Проведенный Минской транспортной прокуратурой анализ состояния безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в Минском транспортном регионе свидетельствует о существенно возросшем количестве случаев травмирования граждан электрическим током на объектах железнодорожной инфраструктуры.
 
Так в 2016 году на объектах железнодорожного транспорта электротравму получило 5 граждан, при этом трое пострадавших скончались. Из указанного количества травмировано электротоком 2 подростка, один получил травмы не совместимые с жизнью.
 
В анализируемый период имели место 2 факта травмирования несовершеннолетних электротоком.
Так, 30.05.2016 около 21 часа несовершеннолетний Ж., 2003 года рождения, совместно с тремя несовершеннолетними перелезли через забор станции Минск-Южный, после чего Ж. взобрался на крышу грузового вагона, находившегося на восьмом пути станции, и коснулся линии ДПР (27 000 Вт), в результате чего был травмирован электротоком и с диагнозом: электротравма средней степени тяжести, поражение высоковольтным электричеством, электротермический ожог правой верхней конечности, туловища, обеих нижних конечностей, ЧМТ легкой степени — помещен на излечение в Больницу скорой медицинской помощи.
 
Следующий трагический случай произошёл на станции Минск-Сортировочный 16.09.2016. Несовершеннолетний Т., 2002 года рождения, совместно с четырьмя несовершеннолетними играли в районе указанной станции. Во время игры Т. около 16 часов 51 минуты приблизился к 4а электрифицированному железнодорожному пути станции, на котором находился состав грузового поезда, и, пренебрегая правилами личной безопасности, забрался на железнодорожную цистерну, где был обожжен пламенем электрической дуги от контактного провода. От полученных травм пострадавший подросток 30.09.2016 скончался.
 
К сожалению, в 2017 году также зафиксированы случаи травмирования граждан.
03.03.2017 рыбак К. ловил рыбу в реке Перепуть со стороны второго главного пути перегона Колосово-Негорелое, расположенного на территории Дзержинского р-на. Около 12 часов 09 минут переходя на другую сторону от железнодорожных путей, не сложил рыболовную удочку и коснулся контактного провода, вследствие чего был поражен электрическим током. Исход травмирования — рыбак погиб.
 
Несовершеннолетний К. 2000 г. р., 20.03.2017 около 19 часов 51 минуты с целью пересечения 4-го железнодорожного пути станции Пуховичи, проявив беспечность, взобрался по лестнице на цистерну, находящуюся в составе грузового поезда «Жлобин-Минск», стоящего на указанном электрифицированном пути. В результате это привело к поражению К. электрическим током от контактного провода и падению с вагона на землю. С полученными тяжёлыми травмами и ожогами пострадавшего доставили на излечение в Пуховичскую районную больницу.
 
Большинство перечисленных случаев травмирования произошли по причине личной неосторожности граждан при нахождении вблизи железнодорожных путей, игнорирования предупредительных сигналов, а также нахождение вблизи железнодорожных путей в состоянии алкогольного опьянения.
 
Необходимо помнить, что напряжение в контактной сети более 25000 вольт.
 
В связи с этим необходимо ещё раз напомнить, что объекты железнодорожной инфраструктуры являются зонами повышенной опасности.
 
Переход через железнодорожные пути следует осуществлять в установленных и обозначенных для этого местах (пешеходные переходы, тоннели, мосты).
 
При переходе через железнодорожные пути гражданам не следует пользоваться телефонами мобильной связи и наушниками.
 
Пересечение железнодорожного пути после прохода поезда одного направления следует производить, убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
 
В зонах повышенной опасности не следует:
  • проходить по железнодорожным путям или находиться на железнодорожных путях в неустановленных местах;
  • нарушать правила пожарной безопасности;
  • распивать спиртные напитки или пребывать в общественных местах на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • подлезать под транспортные средства железнодорожного транспорта;
  • перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
  • прыгать с пассажирских платформ на железнодорожные пути;
  • заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
  • приближаться к проходящему поезду на расстояние, при котором возможно воздействие затягивающего воздушного потока, образуемого проходящим железнодорожным подвижным составом;
  • бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим, проходящим или отправляющимся (движущимся) поездом;
  • проводить подвижные игры, оставлять детей без присмотра и контроля.
В продолжение темы хотелось бы отметить, что для предотвращения наезда на людей, локомотивными бригадами поездов во всех случаях применяется экстренное торможение. При этом, локомотиву и вагонам наносится определённый ущерб. В последнее время специалистами Минского отделения Белорусской железной дороги производится расчёт причинённого ущерба. В расчёт берутся многие показатели, в том числе стоимость израсходованной энергии, топлива, а также вынужденного простоя поездов.
 
В случае если травмирования человека удалось избежать, Минской транспортной прокуратурой принимаются меры для привлечения гражданина к административной ответственности по статье 18.3 Кодекса об административных правонарушениях (Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте). Кроме этого, прокуратура может обязать виновное лицо погасить ущерб железной дороге в полном объёме. Сказать по правде, случаев отказа погасить ущерб в добровольном порядке ещё не было, т. к. всем известно, что в этом случае прокуратура просто подаёт в суд по месту жительства ответчика. После чего суд обяжет не только выплатить ущерб дороге, а ещё возместить многочисленные судебные расходы, тогда вместе с расходами на адвоката, платить придётся куда больше.
 
Готовя данную статью, мне бы очень хотелось, чтобы граждане, которые ещё не сделали для себя соответствующие выводы, были более внимательны, находясь на железной дороге. Не относились формально к призывам железнодорожников. Этим мы сохраним жизнь и здоровье себе и своим близким людям.
 
Старший помощник
Минского транспортного прокурора Довгаль Д. П.