Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Минское отделение Белорусской железной дороги

Детская железная дорога

Первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в стране появилось более 20 детских железных дорог, одна из которых была открыта в августе 1936 года в г. Гомеле. Во время Великой Отечественной войны многие детские железные дороги попали в зону оккупации и были разрушены, приостановили свою деятельность почти все дороги в тылу. После 1945 года часть детских железных дорог была восстановлена, началось активное строительство новых.

В послевоенные годы руководство Республики Беларусь уделяло особое внимание воспитательной работе среди молодёжи. Поэтому одним из направлений этой работы было воссоздание детской железной дороги. Но восстанавливать детскую железную дорогу, работавшую до войны в Гомеле, решили нецелесообразным. И тогда было принято решение построить новую, в столице республики — Минске. 30 сентября 1954 года Постановлением Совета министров БССР на эти цели были выделены ассигнования в размере почти пяти миллионов рублей. Уже осенью 1954 года началось строительство детской железной дороги. В строительстве дороги принимали участие минские школьники, пионеры, молодёжь и, конечно, железнодорожники Белорусской магистрали. Они выполняли земляные работы, красили служебные помещения, разбивали клумбы, сажали цветы, устанавливали на дороге путевые знаки. Тем временем, в кружках уже шла теоретическая подготовка ребят к первой производственной практике на детской железной дороге.

В распоряжение детской дороги были переданы присланный из Эстонии паровоз 159-232 Подольского завода, шесть четырёхосных пассажирских вагонов постройки Столбцовского вагонного депо и одна грузовая платформа.

В воскресенье 9 июля 1955 года сотни железнодорожников, минчан с детьми, гостей города пришли на открытие детской дороги. У перрона станции Парк культуры (так называлась тогда станция Заслоново) стоял в ожидании отправления поезд из шести зелёных вагонов с паровозом во главе.

Первый заместитель министра просвещения БССР Ф. Н. Казаков разрезал алую ленточку. Так началось движение поездов на детской железной дороге.

На момент открытия дороги имелось две станции: Парк культуры и Сосновый бор. Главной, с самым красивым вокзалом, стала станция Парк культуры. Здесь юные железнодорожники учились, проводили торжественные мероприятия, принимали гостей. Чуть позже была построена ещё одна станция — Пионерская, а в момент открытия дороги на её месте был лишь небольшой деревянный домик.

В 1969–1970 годах на смену применявшейся ранее электрожезловой системе сигнализации была смонтирована полуавтоматическая блокировка.

В 1971 году детской железной дороге было присвоено имя легендарного партизанского комбрига, железнодорожника Константина Сергеевича Заслонова. Тогда же станция Парк культуры была переименована в станцию Заслоново.

23 июля 1987 года введена в эксплуатацию автоблокировка на перегоне и электрическая централизация на станциях. С этого момента по дороге начали курсировать два поезда со скрещением по станции Пионерская.

В том же году произведён капитальный ремонт вокзала станции Заслоново, стены и полы здания выложены мрамором и гранитом.

Также был получен новый тепловоз ТУ7А-2782. Реконструирован и капитально отремонтирован вокзал станции Пионерская — площадь здания увеличена в два раза, подведено центральное отопление.

В период распада СССР детские железные дороги испытывали трудности и находились на стадии закрытия. Некоторые из них прекратили свое существование. детская железная дорога благодаря вниманию руководства Минского отделения Белорусской железной дороги и усилиям работников самой дороги справилась с трудностями, в том числе и финансовыми, и вышла на устойчивое развитие.

Летом 2008 года был приобретён тепловоз ТУ7А-3350. В мае 2009 года состоялось торжественное открытие нового учебного центра с профилирующими классами, компьютерным кабинетом и залом истории.

В настоящее время на детской железной дороге имеется два тепловоза ТУ7А-2782,ТУ7А-3350 и 12 вагонов серии ПВ51, один из которых оснащен дизель-генераторной установкой, предназначенной для освещения и отопления вагонов. Все вагоны оборудованы системой радиовещания для проведения музыкального сопровождения и тематических экскурсий.

Благодаря всем этим условиям, а также четкой и слаженной работе юных железнодорожников, путешествие на детской железной дороге становится комфортным и незабываемым.